На уроках по русскому языку в 1 классе чаще всего применяются зрительные и слуховые диктанты, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия; внимания; обучение умения распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой; на активизацию мышления. Предложенные диктанты способствуют также осознанному запоминанию правильного написания, с их помощью у учащихся происходит накопление объёма слуховой памяти. В зависимости от степени подготовленности класса, учитель по - своему выбору может использовать тексты при проведении проверочных работ для определения уровня сформированности у обучающихся орфографических и пунктуационных навыков письма.
Учителем также периодически проводится проверка учащихся на умение писать текст под диктовку с изученными орфограммами: гласные после шипящих, обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я, и и с помощью мягкого знака, большая буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных.
Диктанты позволят своевременно установить, насколько глубоко и прочно учащимися усваивается программный материал, как они научились пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками при выполнении различного вида самостоятельных работ, работ творческого характера, заданий, связанных с развитием речи младших школьников. Систематический контроль позволит выявить уровень подготовленности учащихся, своевременно предупредить пробелы в их знаниях, установить причины, наметить пути их ликвидации.