/ 6 класс / Диктант №1003 по Е. Носову "Вышивание крестом" (110 слов)
Диктант "Вышивание крестом"
Иное писание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы — мысль, вместо льняного холста — белый лист бумаги. Слово — тот же вышивальный крестик. Оно тоже окрашено в определенный цвет, и прежде, чем положить на бумагу, его надо так же, как и шелковую нить, определить на цветность: не слишком ли бледно или наоборот— ярко, опробовать душевно, не вопреки ли смыслу и желанию, не кричит ли нелепо?
Слово к слову, крестик к крестику — и возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера. Иногда закрадывается ошибка, и хорошо, если она замечена вовремя. Тогда легче подпороть неточность и взамен вставить единственно верное слово-стежок.
Трудно работать таким кропотливым способом, но по-другому не могу, не умею.
Е. Носов (110 слов)
Задания:
- Какие слова вы считаете наиболее важными для понимания этого текста?
- помогают ли эти слова определить тему и основную мысль текста? Сформулируйте определение ключевых слов;
- перечитайте первое предложение. Какова его роль в данном тексте?
- докажите, что этот текст — рассуждение;
- какой способ связи между предложениями характерен для рассуждения. Покажите на примере данного текста;
- к какому стилю речи относится данный текст? Аргументируйте свой выбор.
- Подчеркните грамматические основы простых предложений в составе сложного, назовите их вид: " Трудно работать таким кропотливым способом, но по-другому не могу, не умею";
- выполните морфологический разбор слов: окрашено (оно), шелковую (нить), по-другому (не могу); фонетический разбор не умею; морфологический разбор многоцветный;
- иллюстрацией каких орфографических правил могут быть слова данного текста?