"Бэла", заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в то же время была только отрывком из большого сочинения, равно как и "Фаталист" и "Тамань"… Теперь они являются вместе с другими, с "Максим Максимычем", "Предисловием к журналу Печорина" и "Княжною Мери", под одним общим заглавием "Герой нашего времени". Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов. В "Бэле" он является каким-то таинственным лицом, как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали. И вот автор тотчас показывает вам его при свидетелях — с Максим Максимычем, который рассказал ему повесть о Бэле. Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще больше раздражено. Наконец в руках автора журнал Печорина. В высшей степени поэтичном рассказе "Тамань" герой романа является автобиографом, но загадка от этого становится только заманчивее, и отгадка еще не тут. Наконец вы переходите к "Княжне Мери", и туман рассеивается… Основная идея романа, как горькое чувство, пристает к вам и преследует вас. Вы читаете наконец "Фаталиста", и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая… Странное дело! Вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваши чувства еще грустнее и грустнее.
В.Т. Белинский (195 слов)